Удивительно, но самоотлучение — практика редкая даже среди естественных родителей. Когда я говорю кому-нибудь про то, что я кормила дочь 4 года, меня в лучшем случае считают чудачкой, в худшем — чудовищным тормозом. Странно, как много в этом вопросе внешних оценок, хотя он по сути никого, кроме матери и малыша, не касается и вроде бы никому не мешает. Решив пойти в грудном вскармливании «до конца», вы пройдете много этапов, про которые я тоже писала отдельный пост. Но про самоотлучение решила написать отдельно, потому что поняла, что есть мамы, которым просто важно знать, что у кого-то еще так было. Для тех немногих и пишу.
Наши вводные. Грудное кормление по требованию в первый год
Я очень хотела кормить грудью, для меня это было ценно. Я всегда считала, что именно так мать передает своему ребенку сердечную любовь, это уникальный энергетический компонент, который больше никак не передашь, он невосполним. Я не обсуждаю здесь пользу грудного молока, думаю те, кто все это решит прочитать, прекрасно о ней знают. Моя первая дочь Забава родилась дома и мы дали ей приложиться сразу после рождения. На третий день у дочери проснулся аппетит и она сосала с 8-ми утра до 3-х ночи следующего дня почти без перерывов (позднее я узнала, что этот день называется «день заказа молока»). Это был единственный день, когда у меня на сосках были трещины, в дальнейшем мы обходились «без травм». Осложнений после родов у меня не было. Молока было много, оно текло из груди так, что я могла, нажимая на грудь, поливать из нее на метр вперед фонтаном. Тем не менее, до сих пор я ни разу не сцеживалась (не пришлось). Дочери (да и сейчас сыну) было достаточно обхватить грудь губами и нажать на нее, после чего постараться не захлебываться. Особенно сильно молоко теклом в первые три месяца. Я так и не поняла особо, что такое лактостазы, дочь спокойно высасывала все, излишек молока в другой груди просто стекал (я прикладывала к ней пеленку). Кормление в приливной форме установилось быстро, а дочь всегда сосала с отменным аппетитом. Она всегда получала грудь по требованию. Это означало в ее случае почти каждый час в период бодрствования, раз в два часа в периоды дневных снов и 3-4 раза за ночь. Дочь спала со мной и я научилась давать ей грудь почти не просыпаясь, поэтому ночные кормления меня никогда не обременяли. Засыпала на ночь дочь исключительно на груди. Укладывание занимало 30-40 минут. Мне практически никогда не приходилось укачивать. После вечернего моциона достаточно было «выдать грудь», устроиться поудобнее и просто побыть с дочерью или почитать приятную книжку. Мне это доставляло удовольствие и радость. Дочь не получала прикорма и допоя по крайней мере до момента, когда появился первый зуб (около 7-ми месяцев). В последствии — только педагогический прикорм примерно до года. Мы много путешествовали, поэтому сохраняли максимальную плотность грудного вскармливания. К году дочь перепробовала все продукты, которые я употребляла в пищу и стала есть в пищевых количествах. Тем не менее, даже в год грудное молоко было главным компонентом ее питания, она могла спокойно пропустить любой прием пищи и вместо этого дольше провисеть на груди, ей хватало.
Экстренное отлучение ребенка от груди
Отлучение детей до одного года от материнской груди разрешено лишь по строгим показаниям. К ним относятся:
- Гнойные маститы или воспаления молочных желез
- Открытые формы туберкулеза
- Сифилис
- Онкологические патологии, требующие немедленной терапии
- Декомпенсация хронических заболеваний почек, печени, либо сердечно-сосудистой системы, при которых грудное вскармливание может угрожать жизни и здоровью матери
- Сахарный диабет.
Грудное вскармливание нельзя начинать при ВИЧ-инфекции, так как вирус передается через молоко. Экстренное отлучение может быть временным или постоянным. Если мама заболела остро, не может кормить ребенка из-за принимаемых препаратов или опасности его заразить, в период болезни можно сцеживать молочко. Сцеживание позволит сохранить лактацию и возобновить кормление в дальнейшем. Также оно уменьшает застой молока, служит для профилактики мастита и лактостаза.
Смотрите так же:
Как избавиться от грудного молока безопасноПрекращение лактации
Как завершить грудное вскармливание ребенкаПрекращение лактации
Как отучить ребенка от грудного вскармливания правильноПрекращение лактации
Чтобы уменьшить лактацию при экстренном отлучении врачи рекомендуют мамам ограничить питье до 500-700 грамм в сутки, если это не вредит их здоровью. При многих инфекциях нельзя ограничивать жидкость, так как она помогает выводить токсины из организма. Если возобновлять грудное вскармливание мама не собирается, сцедить молоко надо не полностью, лишь для того, чтобы убрать напряжение в груди. Привязывать грудь не советуют, это нарушает кровообращение, приводит к застою молока, повышает риск воспаления.
Если естественными методами лактацию прекратить не удалось, назначают специальные препараты. Ведь постепенное отлучение в экстренной ситуации неприемлемо. Перед тем, как отлучить малыша от грудного вскармливания по срочным показаниям, посоветуйтесь с врачом. Спросите: «Могу ли я возобновить кормление, или нужно от него отказаться на совсем». Во многих случаях есть шанс сохранить лактацию. Главное, принять вместе с доктором правильное решение, которое пойдет на пользу малышу.
4-5 месяцев. «Вылазки» на работу
Когда дочери было 4-5 месяцев мне нужно было прочитать курс лекций. Лекции были спаренными по 3 астрономических часа, примерно раз-два в неделю. С дорогой мой «выход в свет» составил бы 5 часов, что для дочери было совершенно неприемлимо. Комфортный интервал кормлений в период бодрствования составлял в этом возрасте у нас около 1,5 часов. В результате мы ездили на лекции втроем, с моей мамой и дочерью. Я кормила дочь в машине перед началом лекций, потом шла работать, пока мама гуляла с Забавой. В перерыве я выходила к ним, у меня было 15 минут, чтобы покормить, после чего я возвращалась в аудиторию, чтобы отчитать вторую половину, а мама продолжала прогулку с Забавой. Однажды после кормления Забава начала плакать и терять меня. Я решила, что это для меня слишком, намотала ее в слинг и прочитала вторую половину лекции в слинге. Забава уснула в ту же минуту, как я примотала ее, а вот слушатели были очень удивлены (это были взрослые люди, обучающиеся в системе MBA). Похоже, что это было самым удивительным у них за время обучения, по крайней мере глаза у них были такие. Тем не менее, с курсом лекций мы справились.
Грудное кормление в 1-2 года. Вместе растим молочные зубы.
Не менее, чем до 1,5 лет грудное кормление все еще составляло основу нашего пищевого рациона. Я очень лояльно относилась к питанию дочери «взрослой пищей»: ешь что хочешь и сколько хочешь (в моем рационе не было сладкого, но оно было в доме, это была «папина еда, которую мы с тобой не едим»). Я разрешала дочери не есть вообще ничего, если она не хотела. В результате дочь росла большим гурманом, по сравнению с другими детьми. Диапазон продуктов, которые она пробовала или ела, был шире. Это были морепродукты, молочные продукты, все овощи и фрукты, все крупы, мясо, рыба. Конечно, ведь еда для дочери была удовольствием, она никогда не испытывала в ней принуждения. Она имела хороший аппетит, никогда не страдала от аллергий или отравлений (потому что за версту чувствовала недоброкачественные продукты). В год-два года, несмотря на летнюю жизнь на даче, мы не цепляли паразитов. Я все еще (и до конца кормления) жила с дочерью в режиме кормлений по требованию. Но есть один нюанс. Если вы в общественных местах кормите младенца, все смотрят на это лояльно. А вот если вы кормите подросшего ребенка, могут быть косые взгляды. Поэтому одежда для кормления стала для меня основной. Кроме еды, ГВ было мощнейшим фактором эмоционального восстановления. Я никогда не знала, когда на прогулке дочь утомится или ушибется и прибежит «на титю» отдыхать или спасаться. Поэтому на всякий случай нужно было всегда быть в платье или майке «с секретиком». Чтобы облагородить режим по требованию, я решила почитать книжку Ирины Рюховой «Ваш грудничок старше года». Это первое, и, наверное, основное, что я прочитала про ГВ. На вопрос как сделать добывание моей груди 2-х леткой более цивилизованным и договориться о том, что мы делаем это дома, а не на людях, книжка, кстати, не ответила. Но она открыла для меня много других удивительных вещей. Прочитав про пользу длительного кормления, я решила, что отлучать совсем не буду, что мы будем кормиться «до победного» конца, когда и как бы он не произошел.
Потому что искуственно регулировать этот процесс я не видела никакого смысла. Он меня не напрягал. Самые длительные и важные кормления для нас были на дневной и ночной сон. Они все еще заменяли укладывание и укачивание. Подрастая дочь не отказывалась и от других развлечений, типа книжки на ночь. Только после этого все равно просила титю. Книжка — опционально, титя — обязательно. Ок. Ведь мне это ничего не стоит, а ей полезно и приятно. А если я падаю с ног или устала, то титя — это то, что позволяет мне дремать, даже если дочь еще не спит. И не скакать сайгаком для укладывания. В это время первых слов у дочери появились для тити специальные ласковые имена. «Маняма» — «маму нямать» (это ее изобретение) или «дудонить» (так называли этот процесс «посасывания» все мы). И, наконец, вам не приходило в голову, что молочные зубы не просто так называются молочными? У моей дочери первый зуб вырос в 7-мь месяцев, последний 20-ый в 2 года и 8 месяцев. И это мой собственный критерий, когда в грудном вскармливании отпадет физиологическая необходимость, когда вырастает последний зуб. Не только потому, что вы обеспечиваете поддержку ребенку питательными веществами. Но и потому, что вы имеете мощнейшее средство, чтобы снять напряжение и стресс от прорезывания зубов, в том числе в путешествиях. Со всеми молочными зубами мы с дочерью не знали бессонных ночей. Она просто висела эти ночи на груди, но она спала (днем она висела в слинге или в рюкзаке, и, как правило, она тоже спала). Несколько раз было такое, что зуб шел так, что она не могла сосать (речь о самых напряженных часах). Вот тогда действительно был стресс. И она вознаграждала себя за него, больше сосатала до и после. И быстро восстанавливалась.
Самоотлучение от ГВ: когда и как происходит
Самоотлучение от ГВ – это ситуация, когда ребенок сам отказывается от груди, забывает о ней, ввиду того, что он просто вырос. У него другие интересы и другой уровень взаимоотношений с мамой. Ему не нужна грудь, чтобы заснуть, успокоиться или убедиться, что мама его любит. Самоотлучение происходит в разном возрасте, обычно между двумя и тремя годами, ближе к трем, но довольно часто и позже.
Так что же такое самоотлучение
ГВ должно продолжаться до тех пор, пока оно нужно малышу. И необходимость эта зачатую психологическая. Самоотлучение — отказ от груди по инициативе самого ребенка.
В зарубежной литературе нет термина «самоотлучение». Там говорят об отлучении от груди по инициативе ребенка. Наше же слово-определение выводит за рамки процесса маму.
Но необходимо понимать, что в процессе грудного вскармливания участвуют два человека. При этом один из этих людей – взрослый. Внимательная мама обычно прекрасно видит, когда малыш хочет кушать или на горшок, устал и практически засыпает или никак не найдет, чем себя занять, и скучает. И понимает она эти состояния даже лучше, чем сам ребенок. Малыш может заиграться и не успеть добежать до горшка или сильно переутомиться, а потом тяжело засыпать. И именно в таких случаях нужна помощь самого близкого взрослого – мамы.
Постепенное завершение грудного вскармливания – подобная ситуация. Готов к прекращению ГВ ребенок, но понять, что кормление грудью пора заканчивать должна мама. И именно она должна предпринять определенные действия, помогающие, а не мешающие малышу. Так же как мама, увидев, что ребенок зевает, начнет готовить его ко сну, почитает, сказку, споет колыбельную и не будет затевать с ним шумные игры.
Никто не ждет от ребенка, что он всему научится сам. Малышу создают условия, чтобы он в свое время научился сидеть, ползать и ходить. Показывают, как это делать, при необходимости выполняют с ним упражнения. Ребенку создают языковую среду, чтобы он научился говорить. Дают новую еду, соответствующую его возрасту. Не ждут, что он попроситься на горшок, если он ни разу его еще не видел. Так же и с отказом от груди.
Но при этом бесполезно учить ходить или проситься на горшок шестимесячного младенца. Он еще не готов к этому. И настойчивость родителей только испортит нервы малышу и им самим.
Индикаторы готовности к самоотлучению
- Малыш почти не просыпается ночью для сосания.
- Понимает, что означает «подождать».
- Умеет справляться со стрессами и успокаиваться без использования груди.
- Может днем заснуть без сиси и вообще без мамы, а с бабушкой, няней или папой.
- Имеет достаточно большой круг интересов. С удовольствием общается и с другими родственниками и знакомыми, а не только с мамой.
- Может целый день пробыть без мамы.
Малыш перестает сосать грудь, но не перестает ее любить. Он спокойно относится к виду груди, которую может случайно увидеть. Не пытается к ней приложиться, но может захотеть погладить или поцеловать.
Самоотлучением не называют ситуацию, когда мама показывает ребенку, что она не хочет, чтобы он сосал грудь. Если ребенку постоянно говорить, что сосать грудь нехорошо, то он, конечно, откажется от нее. Но это вовсе не означает, что такова потребность самого малыша.
Но при этом мама может устанавливать какие-то рамки. Для трехлетнего ребенка это абсолютно нормально. Ведь никто не разрешит ему выскакивать на проезжую часть, только потому, что движение для детей естественно. Побегать можно и во дворе. И по поводу ГВ можно, например, договориться с ребенком, что грудь он получает только дома, а не в любом месте, где захочет.
Еще лучше избегать ситуаций, когда дитя слишком часто просит грудь. Например, ему скучно. Так не лучше ли занять трехлетнего ребенка чем-то полезным и интересным, чем заглушать скуку сосанием. Это ведь не младенец уже.
А вот утром, в полусонном состоянии вполне можно дать пососать. Ведь так хорошо почувствовать рядом теплую и заботливую маму. Да и матери обычно приятны эти минуты. Совсем скоро сын или дочка будет вскакивать утром и бежать к игрушкам. И он уже никогда не станет снова маленьким.
Но слишком тесное общение подросшего ребенка с мамой мешает его развитию. Малышу не хочется выходить из зоны комфорта. Ведь так приятно быть рядом с мамой, а при возникновении проблем вместо их решения пососать сисю. Но зацикливание на маме надо устранять. Иначе можно не только не дождаться самоотлучения в адекватные сроки, но и помешать общему развитию. Да, конечно, не бывает взрослых людей, сосущих грудь. Но социальные качества ребенка, его умение общаться с разными людьми: детьми и взрослыми – должно формироваться в оптимальные для этого сроки.
Маме необходимо постепенно подталкивать малыша к общению с другими людьми, создавать для этого условия. Очень полезно ходить на различные развивающие занятия, лучше, если они будут групповыми. Можно отдать ребенка в садик на полдня, взять няню. Хорошо действуют и частые походы в гости, игры на детской площадке.
И даже в то время, когда ребенок находится с мамой, можно придумать множество разных интересных занятий. Чтение книг, игры дома и на улице, развивающие занятия с мамой, совместные походы в парк, в бассейн – все это очень интересно и отвлекает от груди.
ГВ, особенно после года, – это еще и метод воспитания. Одна из основных задач мамы – правильная установка границ для ребенка. Пусть он пока еще мал, но учиться видеть и уважать интересы других людей, а не только свои собственные, он должен уже в этом возрасте. И мама первый человек, который должен показать, что у нее есть свои интересы, которые могут не совпадать с желаниями ребенка – установить границы.
Применительно к ГВ это может быть установка после года определенного режима прикладываний. Например, до и после снов, ночью и в том случае, если у ребенка что-то случилось, для успокоения. Недопустимо, когда уже большой ребенок прилюдно подбегает к маме и начинает задирать на ней одежду. И мама должна установить соответствующую границу: сосать грудь на улице нельзя. Это очень полезно для ребенка. Ведь в дальнейшей жизни у всех окружающих будут свои интересы, и такое положение вещей должно быть нормальным для ребенка.
Прежде чем ребенок откажется от груди, он должен научиться обходиться без мамы. До двух лет можно ничего специально не предпринимать. Просто не сидеть дома, а обеспечить себе и ребенку достаточное общение с другими людьми. Но после двух лет умение обходиться без мамы становится необходимостью. В этом возрасте матери нужно регулярно оставлять малыша на попечение других лиц на полдня и даже целый день.
А ближе к трем годам планировать плавное отлучение от груди. Торопиться нет никакой необходимости. Чем плавнее идет процесс, тем лучше и для мамы, и для ребенка. Малышу нужно время, чтобы научиться утешаться, проявлять любовь к маме и получать ее любовь без использования груди. А маме необходима эта плавность, чтобы грудь успевала адаптироваться к меньшим количествам молока. Так можно избежать различных проблем, таких как лактостаз.
Классическая схема самоотлучения
Самоотлучение обычно проходит примерно так:
- первыми уходят кормления перед дневным сном;
- потом после дневного сна;
- далее исчезают кормления на ночной сон;
- и дольше всего задерживаются прикладывания утренние.
Связано это с развитием психики ребенка. Во время дневных кормлений активно работает сознание, которое хорошо развито уже к 2,5 годам. Ребенок уже способен к логическому мышлению, может сопоставлять различные ситуации и способен понимать, что не все его желания выполняются немедленно. А некоторые вообще не выполняются, поскольку нарушают интересы других людей.
А вот ночные кормления лежат в сфере бессознательного. Даже их количество сильно зависит от общего психо-эмоционального состояния ребенка. Если его состояние характеризуется повышенной тревожностью, если день прошел напряженно, то и сон малыша будет беспокойным, и просыпаться он будет несколько раз за ночь, и к груди прикладываться чаще. Поэтому ночные кормления – это не каприз ребенка, а его насущная потребность. И ее надо удовлетворять.
Но тут, конечно, нужно смотреть на поведение конкретного ребенка. Если малыш спит всю ночь, не просыпаясь, то будить его, чтобы покормить не надо. А вот если ребенок спит тревожно, часто просыпается, плачет, требует грудь, и его никак не получается успокоить, то ночные прикладывания ему пока необходимы. И маме нужно найти возможность их сохранить.
Как нельзя отлучать ребенка от груди
В нашей культуре сложились известные, но при этом совершенно неправильные методы отлучения от груди. Их рекомендуют мамы, бабушки, подруги, а иногда даже и врачи. Но подобные методики наносят непоправимый вред психике ребенка, поскольку рушится самая важная для любого малыша связь – с мамой. Разберем нескольку наиболее часто встречающихся неправильных методик.
Разлучение на несколько дней с мамой
На практике или ребенка отвозят на несколько дней к бабушке, или уезжает мама, оставляя малыша с папой, бабушкой или няней. Для ребенка, особенно постоянно до этого находящегося с матерью, это является жестокой психологической травмой. Он теряет не только грудь, но и маму. И это очень сильно влияет на их последующие отношения, а также на умение ребенка устанавливать в дальнейшем стойкие эмоциональные связи с другими людьми. То есть такой способ прекращения ГВ в последующем создает проблемы в семейной жизни у ставшего взрослым человека.
Смазывание груди горчицей и т.п.
Посмотрим на этот метод с точки зрения ребенка. Мамина грудь, которая дает вкусное молочко, у которой можно так сладко пригреться, такая надежная, что у нее всегда можно успокоиться, вдруг становится настолько горькой, что от нее текут слезы. Если уж даже она может так предательски измениться, то что можно ждать от остального мира. И ребенок теряет доверие и к груди, и к маме, и ко всему миру. И жить ему с этим потом непросто.
Отлучение за один день
Решение с какого-то момента больше никогда не давать ребенку грудь, обычно принимают мамы, которые устали от слишком частых прикладываний уже довольно большого сына или дочки. Понятно, что сам малыш к отлучению не готов, и пройти безболезненно оно никак не может. Родителям придется пережить истерики, бессонные ночи с постоянно плачущим ребенком. Не проще ли вовремя и постепенно перевести малыша на режим ГВ, устраивающий обоих: и маму, и ребенка. И конечно, подобрать для подросшего человечка соответствующие его возрасту занятия.
Обобщим основные признаки самоотлучения:
- Происходит по инициативе ребенка, т.е. именно он не нуждается более в груди, а не мама по каким-то причинам не может или не хочет больше кормить.
- Мама, как взрослый, разумный человек помогает ребенку осуществить его желание.
- У ребенка остаются нежные чувства к груди.
Процесс постепенного сворачивания ГВ, когда ребенок к этому готов, обычно проходит безболезненно. Нужно просто внимательно прислушиваться к малышу и не забывать про свои интересы.
AmyMama.ru
Кормление в 2-3 года. Эмоциональный фактор.
К этому времени большинство наших друзей уже отлучили своих малышей от ГВ. Некоторые легко, некоторые с боями и чувством потери. Я же понимала, что эмоциональная привязанность к тите у дочери сейчас очень сильна и отлучение однозначно вызовет больше потерь, чем пользы. Для нее оно создаст ничем не оправданный прецедент потери. Для меня сделает более напряженным режим укладываний, особенно дневных. Да и затруднит наши совместные путешествия, которых в этот период было достаточно много. Ведь в пути я могла просто дать грудь и отдыхать. Если мне этого не хотелось по какой-то причине, я могла выдать дочери и молочко с трубочкой. В отдельные разы она стала его предпочитать, но не на ночь. Как большинство детей, которых долго кормили, Забава очень любила любое молоко (любимым животным у нее в этом возрасте однозначно была «коровушка»). Также в пути выручал запас фруктов. Но всегда был и «запасной вариант». Я замечала, что отлученные дети в этом возрасте выглядят и ведут себя взрослее. Было что-то совершенно уникальное и малышковое в моей дочери, в том, как она со своей прекрасно развитой речью и манерой рассуждать вдруг превращалась (на считанные минуты) почти в младенчика. И, если взгляд недобрых людей видел в этом инфантильность, я видела потребность в защите и отдыхе у еще очень маленького ребенка, который проявив эту «малышковость» на несколько минут, возраграждал меня большей автономией и спокойствием в другое время. Приложившись ненадолго, дочь отправлялась дальше в спокойное изучение мира.
Самоотлучение от ГВ
Самоотлучение — это ситуация, когда ребенок просто-напросто перерастает свою потребность в прикладывании к груди, и просто забывает это делать.
Ребёнок перерастает грудное вскармливание точно так же, как дети перерастают потребность в частых дневных снах и начинают спать один раз в день, а потом и вовсе обходиться без дневного сна;
как дети перерастают подгузники, а за ними и горшок, и начинают самостоятельно пользоваться унитазом; как дети перерастают совместный с мамой сон; как дети перерастают потребность в том, чтоб их кормили, одевали, носили на руках…, и др. Обычно, самоотлучение связано в совокупности с тем, что ребенок достаточно повзрослел, психически и морально окреп, стал более стрессоустойчивым, и у него появилось много интересов в жизни помимо мамы и груди.
Т. е. самоотлучение НЕ та ситуация, когда ребенок сознательно от груди отказывается со словами: «Мне не надо!».
Так же самоотлучение НЕ та ситуация, когда ребенка систематически насильно ограничивают в сосании, сопровождая прикладывания некими негативными комментариями и всячески демонстрируя ребенку, что мама не хочет, чтобы он сосал, или что ей это не приятно…, и, ребенок начинает поступать так, как от него ожидает мать — отказывается от груди.
Наоборот, самоотлучение та ситуация, когда у ребенка остаются нежные и радостные чувства к груди, и он может с радостью бежать к маминой груди, случайно увидев голую грудь мамы после душа, и хотеть поцеловать, погладить грудь или что-то в этом роде, но он уже не нуждается в том, чтобы действительно сосать, для успокоения или еще для чего-то. Но иногда ребёнок может вспоминать грудь и захотеть приложиться к ней, но уже «по-настоящему», как это было в период младенчества, не сосет…
Естественное самоотлучение возможно в возрасте 4,6-5 лет, когда мозг ребенка достаточно дозрел и ребенок почти не просыпается ночью или под утро для сосаний; когда ребенок уже понимает что такое: «подождать» и что такое: «не сейчас», и у него есть способность к некому логическому и немного абстрактному мышлению; когда ребенок научился успокаиваться и справляться со стрессами другими способами не желе грудь; когда ребенок проводит достаточно времени не только с мамой, но и с другими родственниками и т. д.; и когда у него есть интересная активная жизнь полная событий и ответственности… Ребенок должен быть несколько подготовлен к самоотлучению, т. е. у него должно быть собственное приобретённое личным опытом (не навязанное) понятие и того, что можно пробыть целый день без мамы; что на дневной сон можно уложиться без груди или вообще без мамы; что можно почитать книжку не только с мамой, но и с папой, няней, бабушкой, и т. д. Просыпаясь утром, ребенок сразу занят чем-то интересным, что его ждет сегодня, он стремится выскочить из кровати и побежать заняться игрой, куда-то пойти и т. д., а не валяться с сонной мамой под грудью.
В ситуации, когда мама с ребенком большую часть времени проводит один-на-один, а так же, если ребёнок тревожный, болезненный или испытывает частые стрессы, например, на фоне садика…, самоотлучения ждать придётся долго, но. В ситуации, когда мама с ребенком большую часть времени проводит один-на-один, ребенок в некоторой степени оказывается зациклен на маме, и тогда он склонен возвращаться к привычному, комфортному — груди, вместо того, чтобы двигаться куда-то дальше. Поэтому мамам, оказавшимся в такой ситуации, нужно будет предпринимать активные действия для того, чтобы переключать ребенка с себя на окружающий мир (исключение: если ребёнок тревожный, болезненный или испытывает частые стрессы, например, на фоне садика…, — в этом случае близость мамы ребёнку необходима, для установления здоровой психики) — т. е. несколько подталкивать к отлучению: ходить на развивалки, полдня в саду, приходящая няня, взаимоняньство, частые походы в гости, в разные места, где ребенок будет видеть других детей и общаться с другими людьми, не только с мамой… Возможно пригодятся разные уловки по отвлечению ребенка от зависания на груди, если он к этому склонен — больше играть, читать какие-то книжки, больше гулять, ходить вместе куда-нибудь в бассейн, на какие-то занятия: совместные или для мамы, где может присутствовать ребенок, а мама активно занята, и т. д.
И важно всегда помнить, что ГВ — это очень активный способ воспитания ребенка. Конечно же, мама стремится удовлетворять потребности ребенка, но не в ущерб себе. Если у мамы есть четкие ощущения собственных, здоровых границ, то воспитание и ГВ сводится до того, что ребенок учится уважать интересы других людей, а не только стремиться к удовлетворению собственных. Например, в возрасте после 2,6 лет мама может установить такие границы ГВ: сосание на сон и после сна, ночью, и для успокоения, если у ребенка что-то случилось — испугался, ушибся, сильно устал, болеет, ребёнок голоден, а покормить его в данный момент нет возможности, снять стресс после садика… А так же ГВ очень может помочь в дороге, например при перелёте — в самолёте на высоте может закладывать ушки, сосание груди помогает этого избежать.
Сохранение ГВ до 3-4,6-5 лет и дольше, так называемое долгокормление — отнюдь не предполагает круглосуточное или дневное (в случае, если ночью ребенок уже прикладывается мало, или почти не прикладывается) висение на груди. Если вполне благополучный и здоровый ребенок, вне стрессовой ситуации в возрасте 3-4,6 лет склонен «зависать» на груди — ему скорее всего скучно, вокруг мало стимулов и интересных занятий, поэтому надо поработать над тем, чтобы разнообразить жизнь, сделать будни более динамичными и активными. Важно, чтобы ребенок все-таки учился оставаться без мамы прежде, чем пойдет речь о завершении ГВ и отлучении.
Мое личное мнение: ребёнка до 4,6-5 лет можно кормить и особо не париться, при условии соблюдения пункта про активную жизнь и социализации — наличие достаточного контакта с другими детьми и людьми, а так же при условии достаточной стрессоустойчивости и здоровья ребёнка, чтобы у самой мамы не возникало ощущения, что ребенок на ней зациклился. А уже после 4,6 лет вводить какие-то ограничения, организовывать отлучки на полдня или на целый день, а после 5 лет, если ребёнок продолжает пользоваться грудью — начинать планировать плавное мягкое отлучение от груди
Так почему же именно 4,6-5 лет, а не 1-1,6-2 года? Помимо всего выше перечисленного: — до 4,6-5 лет развивается иммунная система;— до 4,6-5 лет развивается нервная система; — к 4,6-5 годам затухает сосательный рефлекс; — до 4,6-5 лет головной мозг вырастает на 95%; … Отсюда, и совместный сон с ребёнком продолжается до 4,6-5 лет:
https://www.baby.ru/blogs/post/184905245-32216313/
, т. е. до полного самоотлучения от груди. В далёкие до-советские времена (до 20-30гг) женщины кормили грудью до 4,6-5 лет и это было совершенно нормально. Во всех детских поликлиниках висели плакаты пропагандирующие долгое ГВ до 4,6-5 лет. И, все ходили богатырями…
https://www.baby.ru/blogs/post/268891140-32216313/
В современном мире, к сожалению многие мамы считают, что ИВ/СВ лучше ГВ, и с РД сразу сажают ребёнка на смесь; многие мамы считают, что кормить грудью до 3 мес. достаточно, некоторые считают, что до 1-1,6 лет ГВ достаточно… (всё это издержки цивилизации + побочное влияние советских и пост-советских времён, как все знают в тот период времени ГВ не было, щас ГВ постепенно возрождается…), а кто-то кормит до самоотлучения…
В совместном сне — аналогично — одни с РД кладут ребёнка в отдельную кроватку или даже комнату, а другие спят с ребёнком до полного завершения ГВ, и дольше… Часто, когда я говорю об этом, в ответ я слышу: — «Да не получится вырастить богатыря, из-за нашей пагубной экологии…».
Да, экология у нас не айс! Но экология, как и войны, как и природные катаклизмы, эпидемии… лично от нас не зависят. Это не зависящий от нас фактор, здесь мы совершенно бессильны, и мы должны заботиться о том, что от нас зависит, что нам достижимо, и следовать этому. ГВ, как и совместный сон, ПП… зависит от нас и абсолютно нам достижимо, было бы желание… На это мы и должны направлять всё своё нутро: дать ребёнку
всё от нас зависящее — всё самое лучшее… ГВ и совместный сон — это лучшее, что может дать мама своему малышу.
—-
Итог: ключ к здоровому сомоотлучению — активная интересная жизнь мамы с ребенком, психологический комфорт, теплая здоровая атмосфера в семье, внимание других родственников к ребенку и активное их участие в делах и жизни ребенка. Если ваш ребёнок до 4,6-5 лет, самостоятельно так и не отказался от груди, примените метод мягкого отлучения. Если, при мягком отлучении, ребёнка долго не получится отлучить от ночных кормлений, можете применить метод резкого отлучения или метод с бармалеями…, при условии совместного сна:
https://www.baby.ru/blogs/post/268561780-32216313/
, но оставьте метод с бармалеями… на самый крайней случай, постарайтесь всё же обойтись без него, т. к. методы с бармалеями… сделают ребёнка пугливым и неуверенным в себе, в будущем. —- Не путать самоотлучение с.отказом от груди! https://www.baby.ru/blogs/post/195389971-32216313/ При отказе от груди, в процессе кормления грудью, малыш начинает вести себя необычно – беспокоится, плохо берет грудь, может плакать или выгибаться у груди, может предпочитать кормление только в определенной позе или кормиться только одной из грудей или же вообще берёт только бутылочку… При отказе обычно надо искать корни глубже – в нарушении взаимоотношений пары: «мама-ребенок». При помощи отказа малыши демонстрируют матери либо своё недоверие к ней, недовольство чем-либо, либо это проявление стресса, о котором ребенок не может рассказать в силу возраста. Такое может быть при: — смене места жительства, — частых ссорах родителей и домочадцев, — грубом отношении мамы к ребёнку, — потеря у ребёнка доверия к маме, — соски и бутылочки — их сосать легче чем грудь и ребёнок быстро к ним привыкает, — резко и неправильно начатые массажи или гимнастика, — если мама мало внимания уделяет крохе, — при раздельном сне, — изменении вкусовых качеств молока, — не правильное прикладывание к груди, — при неправильном проныривании и плавании, в процессе которого ребёнок испытал испуг, — при появлении или исчезновении членов семьи, — прохождении чужих людей; — Если мама игнорирует потребности своего ребенка и не реагирует адекватно на его сигналы: уходит на работу, не дает грудь по первому требованию, игнорирует его плач или сигналы, делает с ним неприятные действия (особенно психологические и медикаментозные), – все это и многое другое провоцирует отказы. Малыш как бы «обижается» на свою маму, нарушаются психологические связи между ними, и самый возможный и заметный способ забастовки – отказаться от самого основного – от еды! Так же отказ от груди может быть связано с болезней малыша, например: сотрясение мозга, отравление, отит, воспалённое горло, насморк, температура… Вот и завершили мы наше ГВ, подробности тут: https://www.baby.ru/blogs/post/487491455-32216313/
www.baby.ru
Кормление в 3-4 года. Маленькая часть большой жизни
После трех лет эмоциональная зависимость от кормления стала потихоньку затухать. В периоды, когда я жила на даче, я могла на отдельную ночь остаться ночевать в Москве, когда поздно заканчивала работу, дочь же оставалась на даче с бабушкой. Тогда, приехав через день, мы спокойно возобновляли кормление, ни она, ни я, не испытывали от этого дискомфорта. Повторяю. Я могла на день и даже два прекратить кормление и потом восстановить. Я думаю, что смогла бы и на неделю. Дочь по возвращению встречала с радостью и меня, и титю (мы как будто были двумя независимыми источниками ее радости). Иногда сначала бросалась ко мне, потом к тите. Иногда наоборот. Использовать рабочие перерывы для отлучения я не стала. Я решила, что дочь сама выберет, сколько ей кормиться. И никакая моя работа не стоит того, чтобы решить это за нее. Постепенно у нас осталось 3-4 кормления по требованию: на дневной и ночной сон и в моменты усталости в течение дня. Примерно в рейоне 3,5 лет мы пережили частичное восстановление эмоциональной привязанности к тите, причем взаимно. Мы жили два месяца вдвоем в Геленджике, пока занимались ремонтом. Мне было сложно, мы ушли от дневного сна, а Забаву застал кризис 3-х лет. Кормление нас, опять же выручало, создавая островки спокойствия и быстро восстанавливая от стресса. И сюрприз. Моя грудь полностью вернулась по размеру и форме в свое добеременное состояние. Спасибо природе, при том что после рождения дочери я почти не могла носить белье, только на работу. А грудь восстановила форму полностью. Регенерировала, так сказать. Это был крутой сюрприз!
4,5 года. Рождение второго малыша. «Я тоже хочу».
Когда родился сын, Забаве было 4,5 года. Она видела его на груди, но мы все время старались подчеркнуть ее преимущества: «Он может есть только молочко, а ты вот как много всего! Давай лучше вместе поедим мацони (памело, яблоко, клубнику)». Когда ко мне на прием пришла акушерка, Забава демонстративно полезла к тите. Акушерка по доброму засмеялась: «Забавка, ничего себе, ты же уже такая большая девочка! Зачем тебе!» Забава ответила: «Хочу попробовать». Акушерка сказала: «Ну может мама тебе потом даст попробовать, нальет в стаканчик, как большие пьют». Так мы и сделали. Я подставила стаканчик под свободную грудь, когда кормила малыша, налила чуть-чуть и выдала Забаве. Она осторожно попробовала, но пить не стала. Конечно, это еда маленьких. Потом еще пару раз, когда мы вместе сидели в ванне, а молоко из свободной груди у меня иногда течет фонтаном, она подставила рот под фонтан. И засмеялась. Потом потеряла к этому процессу особый интерес. Разве что рассказывает малышу, что «сейчас прийдет мама и тебя покормит».
Вот так и все. Без особой ревности. Без потери. Без перетягиваний, таблеток, отъездов, откладываний в другую постель. Просто мы это любили, но оно прошло. Спасибо дочери, что этот опыт был у меня. Теперь у меня есть сын. И я уже знаю, что постараюсь его не отлучать. Пусть возьмет столько, сколько надо ему. Это не так много, и это проходит. И я буду по этому скучать.