Во сколько ребенок начинает жевать?

Временные рамки формирования навыка

Жевательный рефлекс у детей должен появиться еще до перевода на твердую пищу (обычно это рекомендуется делать после 12-18 месяцев).

Первые попытки у малышей проявляются около 6 месяцев (иногда раньше), на этом этапе своего развития ребенок усердно тянет в рот руки и разные предметы, пытаясь грызть их. Так он не только чешет десны (этот период обычно совпадает с прорезыванием первых зубов), но и тренирует способность жевать.

Через некоторое время инстинкт может угаснуть, поскольку первые несколько зубов будут мешать выполнять жевательные движения. Однако годовалый ребенок вновь начинает проявлять интерес ко взрослой пище, и задача родителей — развить его.

Этапы формирования жевательного рефлекса

Многие думают, что навык жевания появляется только к появлению первых зубов. Это не так, жевательный рефлекс вырабатывает раньше и уже в это время нужно приучать малыша к твердой пище. Самое главное это не пропустить момента, как ребенок начинает все тянуть в рот, у него начинает развиваться жевательный рефлекс. Первый сигнал того, что малыш готов жевать самостоятельно это зуд десен, который многие приравнивают к прорезыванию. Этот период наступает у детей в разное время, у кого-то в 4 месяца, у некоторых младенцев только к 7.

Условно этапы жевательного рефлекса делятся на три периода:

  1. 6-12 месяцев. В это время вводится прикорм, дети выполняют движение челюстями и губами, вырабатывая жевательный рефлекс. С 8 месяцев разрешено давать блюда с маленькими комочками.
  2. 1-2 года. К началу второго года у детей в среднем 6-8 зубов, а значит, им можно предлагать жевательную пищу. Многие мамы по неопытности думают, что давать ребенку до 12 месяцев твердые продукты не стоит, это неверно и благодаря раннему приучению удастся потренировать жевательный рефлекс.
  3. 2 года. В это время дошкольник должен хорошо пережевывать еду, в том числе и мясо.

Если пропустить это время, то ребенок даже в детском саду будет отказываться от пищи, так как он не привык прилагать усилий. Он, конечно, научится жевать, но это будет очень поздно.

Почему ребенок не жует в положенное время

Причин отсутствия жевательного рефлекса у детей в 2 года и старше много. Некоторые из них легко исправить, приложив определенные усилия, другие могут носить патологический характер.
Причины отсутствия жевательного рефлекса:

  1. Рано завершившееся грудное, смешанное или искусственное вскармливание с рождения.

Доказано, что дети, питающиеся исключительно грудным молоком, имеют более развитый челюстной аппарат, раньше овладевают речью и не испытывают трудностей при переходе на твердую пищу. Дело в том, что для получения молока из материнской груди им приходится прикладывать большие усилия, напрягая язык и остальные мышцы. Дети же, получающие смесь, привыкли к легкому получению пищи.

  1. Неправильно организованное кормление.

Рацион ребенка должен составляться согласно графику, разработанному педиатрами. Пищу, измельченную кусочками, рекомендуется вводить после 9 месяцев, но не позднее года.

Естественно, после жидких каш и пюре, малыши тяжело воспринимают такой вид пищи: выплевывают, глотают кусочки либо вовсе отказываются от еды. Заботливые и любящие родители стремятся обязательно накормить свое дитя, поэтому продолжают измельчать продукты блендером долгое время.

Ребенок привыкает не прикладывать усилий, чтобы наесться, поэтому в 2 года продолжает есть пюре из баночек. То же самое можно отнести и к родителям, у которых мало свободного времени, чтобы вовремя научить малыша жевать.

  1. Отсутствие приспособлений для облегчения прорезывания зубов на первом году жизни.

Малыш теряет жевательный рефлекс к одному году полностью в этом случае.

  1. Лень ребенка, появившаяся из-за потакания родителей его капризам.

Малыш начинает плакать, когда получает твердую пищу, и мама сразу дает ему пюре.

  1. Резкое переведение ребенка на твердые виды пищи.

Такой процесс вызывает стресс у детей, и они категорически отказываются от любой еды.

  1. Чрезмерная активность малыша.

Такие дети постоянно находятся в движении, привыкают есть очень быстро, чего с твердой пищей сделать невозможно.

  1. Введение прикорма позже положенного времени (после полугода).

Ребенок привыкает пить смесь из бутылочки или молоко из материнской груди.

  1. Заболевания органов пищеварительного тракта, воспалительный процесс во рту или гортани.

Причиной того, что малыш не может в положенное время жевать твердую пищу, могут быть отклонения в физическом развитии, слабость мышц лица. Дети с такими проблемами сегодня не редкость. Связано это с плохой экологической ситуацией, генетикой, питанием и образом жизни будущих мам либо осложненными родами.

Так ли важно уметь жевать твердую пищу для ребенка?

На самом деле умение жевать в 1-2 года заложено природой и способствует формированию:

Отсутствие нагрузки на десну снижает активность кровообращения, зубы растут слабыми, может сформироваться неправильный прикус и начаться проблемы с зубами в будущем.

Как ни странно, именно жевательный рефлекс (как и сосание женской груди) тренируют артикуляцию малыша. Если у ребенка проблемы с приемом твердой пищи, это сказывается и на его речи, он может просто не выговаривать некоторые звуки.

В процессе жевания пища смачивается слюной, которая запускает процесс синтеза ферментов и улучшает пищеварение.

Кроме того, дети, не научившиеся жевать вовремя, рискуют вырасти психологическими манипуляторами, им тяжело будет ориентироваться в детском коллективе.

Продукты под запретом

Чтобы избежать пищевой аллергии, проблем с пищеварением и зубками, ребенку, не достигшему четырехлетнего возраста, ни в коем случае нельзя давать:

  • леденцы, карамель, ирис
  • орехи и любые семечки
  • любые твердые сорта сыра
  • жесткие куски мяса
  • целый виноград
  • крупные куски твердых овощей и фруктов

Рекомендуем прочесть: Капустный сок при язве желудка: как принимать, поможет ли вылечить язву

Кроме того, в детском рационе не должно быть меда (очень сильный аллерген) и грибов (могут вызывать проблемы с ЖКТ).

Как научить жевать годовалого ребенка

Сегодня больше половины детей не умеют жевать к 2-х летнему возрасту.

Развивать этот навык нужно с полугода:

  1. Купить красивые прорезыватели (несколько видов).

Ребенок должен не только снимать напряжение с десен, но и учится жевать. Главное, не забывать следить за их чистотой и регулярно мыть.

В качестве знакомства с пищей вместо прорезывателя можно дать небольшую баранку, кусочек моркови, яблока. В процессе жевания деснами, малыш будет получать маленькие кусочки лакомства. Так малыш поймет, что получить новый вкус можно самостоятельно.

При этом родители не должны оставлять детей без присмотра. Баранки достаточно хрупкие, могут раскрошиться, мелкие кусочки способны перекрыть органы дыхания.

Специальное приспособление с пластиковой (силиконовой) сеточкой, внутрь которой можно помещать кусочки фруктов и овощей. Ниблер позволит ребенку познакомиться с новыми вкусами и при этом задерживает кусочки, поэтому безопасен для малыша.

  1. Приучать к новым продуктам постепенно.

Не стоит резко начинать кормить ребенка супом, как у взрослых. Часть привычного питания нужно заменить кусковым, например, оставить в пюре несколько небольших кусочков картофеля или украсить кашу свежими фруктами.

Не нужно сразу давать малышу крупные куски, можно измельчить продукты на терке, ножом или просто размять вилкой. Это не относится к мясным продуктам: ребенок может не разжевать волокна и подавиться. Лучше предложить ему суфле или паровые котлеты и тефтели.

Обычно этих мер достаточно, чтобы дети в полтора года полностью овладели жевательными навыками.

Более подробно о том, как научить малыша жевать твердую пищу разными способами, можно узнать, посмотрев видео.

Срочные меры

К сожалению, некоторые дети и в 2-3 года не могут есть твердую пищу. В первую очередь такого ребенка нужно показать педиатру для исключения возможных патологий.

Есть несколько способов, как научить жевать детей после 2 лет:

Начните с приготовления простых блюд, пусть ребенок принимает посильное участие. Сядьте за стол всей семьей, разложите продукты в красивые тарелки (у всех одинаковые).

В игровой форме покажите малышу, как нужно жевать, можно устроить соревнование.

Главное, сохраняйте спокойствие, не будьте излишне строги и не ругайте, а тем более, не наказывайте за неудачу.

  1. Пригласите в гости детей.

Или старше или ровесников, уже овладевшими навыками жевания. Глядя на них, вполне вероятно, что малыш начнет повторять.

  1. Уберите из рациона пюреобразную пищу.

Предложите ребенку измельчить овощи или фрукты самостоятельно. Скорее всего у малыша не хватит сил сделать это самостоятельно, помогите ему.

  1. Используя мягкие и вкусные продукты.

Например, натуральный мармелад или зефир. Разжевывать их очень легко, а вкус намного приятнее привычной еды.

  1. Не используйте блендер. Можно сказать, что он сломался.
  2. Оставляйте на видном месте вкусные продукты для перекуса: бананы, нарезанные яблоки.
  3. Освойте актерское мастерство.

Когда ребенку можно давать твердую пищу

Вводить твердую пищу нужно в возрасте 5–6 месяцев. Отправной точкой для начала прививания навыка считается заметное выделение слюны. С этого момента десны готовятся к прорезыванию зубов. Малыш тянет в ротик все, что попадается под руку. В том числе и свои кулачки. Замените их на полезные приспособления, кроха будет тренироваться с пользой. В качестве жевалки предложите:

  • Сушка, сухарик. Их меняйте постоянно, чтобы ребенок не поперхнулся кусочком отгрызенного лакомства.
  • Прорезыватели. Вариант с водичкой внутри самый эффективный и удобный. Ребенок будет грызть и тщательно жевать охлажденную игрушку с большим удовольствием.
  • Ниблер. Современный вариант марли с морковкой или яблоком внутри. Это приспособление представляет собой мешочек. В него вкладывается твердая вкусняшка. Младенец грызет ниблер, измельчает фрукт, высасывает из него соки. Ест и чешет десны одновременно.

Организовывая тренировку для жевательного аппарата, важно соблюдать регулярность. Предлагайте маленькому ребенку погрызть что-нибудь каждый день. Если отказывается, настаивайте, но умеренно. В случае истерик и полного неприятия прорезывателей, ниблера, сделайте паузу в 2–3 дня, потом повторите попытку.

Когда грудничок освоит жевание твердых предметов, начинайте прикармливать кусочками мягкого печенья, фруктов на полдник или обед. Сначала давайте по чуть-чуть, потом предложите откусить и пожевать самостоятельно. Но никогда не отставляйте беззубого младенца с большим печеньем одного, он может поперхнуться, откусив и проглотив огромный кусок.

Таким образом, начав приучение к положительному восприятию твердой пищи в 6 месяцев, мамы получат хорошо жующих малышей примерно через годик. Если начать позже, процесс затянется.

Как научить ребенка жевать — советы логопеда

Написать статью «Как научить ребенка жевать?» меня, логопеда высшей категории с немалым стажем, побудили наблюдения последних лет за 3-4-годовалыми детьми, которые – как это не странно звучит – не умеют жевать. Еще несколько лет тому назад можно было посмеяться: «Ребенок не умеет жевать в 3-4 года? Да такого быть не может!». Но мне самой неоднократно пришлось столкнуться с этой проблемой. Дети приходили в детский сад в три года и не могли ничего есть там. Родители приносили пюре в баночках или воспитатель «месил» первое блюдо. Причем, консультации невролога ничего не давали — ответ был: «Посмотрит, как другие дети едят, и сам научится». По подражанию не научились, кормить взрослому не давались, плевались и давились. Ниже будут освещены причины данной проблемы и практические рекомендации по ее преодолению.

Негативные результаты неумения есть твердую пищу:

Пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней, значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо;

Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;

Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).

В интернете форумы многочисленных сайтов для мамочек пестрят вопросом: «Как научить ребенка жевать?» Кто-то спохватывается в 1,5 года, а кто-то постоянно пользуется блендером для приготовления пищи своему трехлетнему малышу. Эта проблема становится все более распространенной. «Спасибо» нашим педиатрам. Они слишком настойчиво внедряют в жизнь Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 и утвержденную федеральную целевую программу «Дети России», которая нацеливает мам на грудное вскармливание. Действительно, тенденция последних лет в педиатрии – приоритетное грудное вскармливание. При этом современные педиатры советуют молодым мамочкам не спешить с введением прикорма, объясняя это тем, что это чревато появлением аллергии на новые для ребенка продукты. В то же время даже в последнем издании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что появление первых жевательных движений рефлекторно у детей происходит в 4-5 месяцев (тогда же у ребенка наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка). Но родители, по совету доктора, не торопятся с прикормом. Таким образом, неподкрепленный практикой рефлекс затухает.

В 7-12 месяцев, по сведениям из рекомендаций ВОЗ, у ребенка формируются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком пищи к зубам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии есть каши и рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок уже ест пищу с семейного стола. Итак, если еще несколько лет назад малыш в 4-5 месяцев (до появления зубов) получал от мамы либо бабушки сушку, сухарик или даже косточку свежей вареной курочки и «учился жевать» деснами. То сегодня мамы, поступая «по науке», вводят прикорм после 6-ти месяцев (а то и позже), когда у ребенка уже появилась 2-4 передних зуба. Эти зубы у нас служат для кусания, жевать ими невозможно, но, что важно, они мешают малышу жевать деснами. В этом случае остается дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Примерно с годовалого возраста малыш может постепенно начинать есть твердую пищу и учиться жевать небольшие кусочки.

Но что же делать, если момент упущен, если ребенок уже привык к протертой пище и давится от любого кусочка, попавшего в рот, уже после двух лет? Методики обучения жеванию не существует. Но в этом процессе можно выделить два аспекта: физиологический и психологический. Далее я приведу практические рекомендации (из опыта работы) по освоению детьми процесса жевания.

1. Активизация работы мышц языка и преодоления рвотного рефлекса. Эффективно использовать щадящий массаж языка через марлевую салфетку, а также с помощью деревянного шпателя (с постепенным продвижением к корню языка); выталкивание языком марлевой салфетки, помещенной глубоко за щеку. Параллельно с массажем полезно проводить артикуляционную гимнастику.

2. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи. Наши бабушки давали младенцам кусочек яблока, завернутого в марлю. Малыш мусолил этот кусочек, а мать не боялась, что ребенок, откусив, подавится. А ребенок ощущал вкус яблока, развивал жевательные движения, тренировал слюноотделение. (США) предлагает родителям усовершенствованную форму «марли с кусочком». Изделие называется «Ниблер» (ситечко для кормления).С помощью специального ситечка с ручкой ребенок может безопасно есть фрукты, овощи и обучаться жеванию. В специальную сеточку вставляется кусочек фрукта или овоща. Через мелкие ячейки малыш не сможет откусить кусочек, в его рот будут попадать только мельчайшие частички продукта, безопасные для проглатывания.

3. Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам». Понемножку предлагаем не протертую блендером пищу, а еду с небольшими «кусочками». Затем пищу, размельченную вилкой. Можно воспользоваться психологическим приемом: вдруг «куда-то потерялся блендер» (сломался). А потом предложить малышу («ты же уже большой») самому измельчать еду в своей тарелке вилкой. Так как, в конце концов, ребенку легче взять кусочек картошки в рот, чем давить его вилкой, победит жевание.

4. Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию. Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать — интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Если малыш подходит к столу — не нужно спешить сажать его за стол — наоборот, отсылаете его: пойди поиграй, мы кушаем, у нас очень важное и интересное дело, никто ребенку еду не сует. Приглашайте гостей и ходите в гости сами. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял — что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно!

Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, понятие уже сформировалось — поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Малыш не сразу побежит к столу. Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса — и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает — все, отправляйся играть. Как только вы снова начнете настаивать – детский интерес тут же пропадет.

Не оставляйте малыша с едой без присмотра. Но не надо настойчиво «вести наблюдение». Иначе ребенок начнет искать какую-то опасность в процессе приема твердой пищи и опять начнет давиться.

Как научить кроху жевать: эффективные методы

Введение в рацион твердой пищи

Начнем с того, что переходить на твердую пищу нужно постепенно. Если вы используете готовые смеси и пюре, то выбирайте только те продукты, что соответствуют возрасту ребенка. Чем старше кроха, тем более густыми будут смеси, а фруктовые, мясные и овощные пюре станут содержать твердые кусочки пищи.

Если вы привыкли кормить малыша продуктами собственного приготовления, то начинать переход к твердой пище можно постепенным снижением степени помола и отказом от блендера. Часть пищи можно давить вилкой, а часть тереть на крупной терке.

Но, что делать, если нужный момент упущен, ребенок уже слишком привык к перетертой еде м категорически отказывается жевать и глотать даже небольшие кусочки?

Массаж язычка

Начните с активации работы мышц языка, что необходимо для того, чтобы предотвратить появление у малыша рвотного рефлекса при попадании в рот твердой еды. Для этого ежедневно деликатно массируйте ребенку язык с помощью марли и деревянного шпателя, стараясь день ото дня приближаться к корню языка.

Как вариант также можно предложить крохе выталкивать язычком салфетку из марли, помещенной за щеку. Будет здорово, если по ходу этого вы введете в жизнь ребенка артикуляционную гимнастику.

Использование ниблера

Чтобы помочь малышу справиться со страхом попадания в рот твердой еды, можно начать с фруктов, завернутых в марлю или использования более современного приспособления — ниблера — сита для кормления.

Ниблер представляет собой небольшое сито в форме пустышки с ручкой, в которое закладывается кусочек фрукта или овоща. Ребенок сможет тренировать жевательные рефлексы, просто пережевывая фрукты в ниблере без риска подавиться крупным куском.

Привлечение малыша к процессу приготовления еды

Ребенка после годика можно постараться разыграть, убедив в том, что блендер сломался, поэтому придется подавить еду вилкой. Отличного эффекта можно будет добиться, если привлечь малыша к процессу приготовления еды — пусть он сам подавит картошку вилкой или потрет на терке морковку.

Возможно, в этом случае у него будет больше желания попробовать плоды своего труда.

Положительный пример

Очень важно продемонстрировать малышу всей семьей, что есть вилкой кусочки еды — это интересно. Начните с сервировки стола, пригласите к нему всех членов семьи, намеренно игнорируя ребенка.

За едой делайте акцент на то, как вкусно и удобно есть твердую еду, тем самым пробуждая у малыша интерес к происходящему. Позвольте ему сесть за стол только после того, как он очень сильно проголодается.

Почаще приглашайте гостей, ходите вместе с ребенком в гости сами и обязательно акцентируйте внимание на приеме «взрослой» пищи. Важно дать понять малышу, что есть такую еду увлекательно, даже если для этого потребуется много времени.

Как и когда нужно учить малыша жевать?

Молодые мамы нередко озадачиваются, как научить ребёнка жевать, и переживают, если их кроха не может самостоятельно скушать кусочек яблока или печенье.

Женский сайт «Красивая и Успешная» посвящает эту страничку женщинам, волнующимся за развитие своих детей. Сегодня он постарается максимально развёрнуто ответить на все вопросы, касающиеся развития жевательного рефлекса, которые их интересуют.

Жевательный рефлекс: когда формируется в норме?

Маленькие дети рождаются с рефлексами, одним из которых является сосательный. Грудничка не нужно этому обучать: он будет сосать любой предмет, который попадёт к нему в рот. Примерно до четырёхмесячного возраста младенец будет рефлексивно выталкивать языком изо рта любую твёрдую пищу.

Именно поэтому раньше 4-месячного возраста вводить прикорм бессмысленно. Детям, которые уже достигли этого возраста, можно постепенно вводить в рацион простые продукты. Сначала нужно начинать учить кроху есть пищу в виде кашицы или пюре. Для этого блюда необходимо измельчать в блендере. Умение глотать каши и пюре – это основа для формирования жевательного рефлекса.

Сайт sympaty.net подчёркивает: жевание является именно рефлексом, который развивается следом за сосательным рефлексом и предусмотрен природой как жизненно важное умение.

Когда в норме грудничок должен научиться жевать? В каждом индивидуальном случае ответ на этот вопрос будет разным.

Однако, в любом случае, он будет связан с физиологическим развитием младенца: кроха никак не научится сам жевать, пока у него не прорежется большая часть зубов.

Когда у крохи появится жевательные инструменты, он и должен научиться ими пользоваться. У большинства детей этот период наступает после года. В то же время рефлекс жевания не сможет развиться у младенца, который в этом не нуждается. Так бывает, когда чрезмерно заботливая мама даже после года продолжает тщательно измельчать еду младенцу в блендере и кормить его жидкой кашкой из бутылочки.

Что нужно делать, чтобы научить ребёнка правильно жевать и глотать твёрдую пищу? Если отвечать на этот вопрос коротко, то можно сказать одним предложением: необходимо кормить кроху твёрдой пищей. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Как поступать, если малыш подавился?

Даже в тех случаях, когда родители не упустили этот момент, знания, как должна быть оказана первая помощь, необходимы. Только в спокойном и сосредоточенном состоянии можно найти правильное решение.

Полезно: Почему новорожденный плохо спит ночью?

Организм человека часто способен помочь себе сам. Вот почему при попадании инородного тела в дыхательные пути начинается кашель, а то и рвота. С их помощью выталкивается злополучный кусочек, и дыхание нормализуется. Поэтому если кроха поперхнулся едой и кашляет, это означает, что воздуха поступает достаточно и велика вероятность самостоятельного выхода предмета. Но этого может и не произойти, если он довольно крупный. В таком случае необходимо вызвать скорую помощь. В ожидании врача постараться успокоить кроху, уложить его на бок с приподнятым подбородком. Шевелиться малыш должен как можно меньше, так как из-за его движений кусочек может изменить расположение. Самостоятельно также лучше не пробовать его достать, так как есть риск протолкнуть его глубже.

Действовать незамедлительно необходимо, если ребенок:

  • задыхается и ловит ртом воздух;
  • хватает себя за шею;
  • у него не получается плакать;
  • кожа синеет.

В таких случаях первая помощь должна оказываться в обязательном порядке, потому что для непоправимых последствий достаточно пяти минут. В скорую лучше звонить кому-то другому или уже тогда, когда малыш не задыхается.

Помощь грудничку, который подавился

Зачем учить ребёнка жевать

Наши прапрабабушки не задавались вопросами, когда и как учить детей элементарным навыкам. Они просто старались приучать их к самостоятельности с самых пелёнок, внимательно наблюдая при этом за изменяющимися потребностями крохи. Младенцев начинали прикармливать кусочками фруктов и ягод ещё до того, как у них появлялись зубки. Никто не измельчал эти продукты специально. Их просто помещали в своеобразный ниблер из куска льняной ткани. Кроха рассасывал угощение, как мог, обучаясь при этом глотать кусочки размером с хлебную крошку.

Взрослые блюда в рацион малышей вводили примерно к году. Чтобы кроха мог проглотить её, супы и каши измельчали через сито. Сначала еду перетирали довольно мелко. Потом с каждым разом кусочки в блюде становились всё крупнее. Это помогало ему постепенно привыкнуть к новой консистенции еды и глотать достаточно крупные кусочки. Взрослые старались постепенно научить ребёнка жевать еду и глотать её, потому что стремились сделать его самостоятельным как можно быстрее.

В то же время необходимость жевать возникает у детей не только как показатель его самостоятельности. Жевание крайне важно для здоровья и развития ребёнка. Нагрузка на дёсны улучшает кровоснабжение в них, благодаря чему зубки становятся крепче.

Польза жевания заключается также в том, что при тщательном перетирании пищи во рту она смачивается слюной и лучше переваривается. При разжёвывании продуктов малыш запоминает их вкус, что способствует развитию его вкусовых предпочтений в будущем.

Пережёвывание твёрдой пищи способствует развитию артикуляционного аппарата. Замечено, что дети, которые долго не жуют сами, всегда сталкиваются с проблемами произношения. Поэтому очень важно, чтобы младенец начал сам жевать вовремя.

Когда нужно учить малыша жевать и глотать твёрдую еду?

Педиатры утверждают, что жеванию детей учить не нужно. Это рефлекс, который развивается сам по себе, если только ему не мешать. Поэтому правильнее ставить вопрос не как научить ребёнка жевать твёрдую пищу, а когда начинать стимулировать у него жевательный рефлекс.

Делать это нужно примерно к году. В этом возрасте у большинства младенцев уже есть 8-10 зубов, что позволяет им перетирать кусочки продуктов. Если в возрасте одного года у крохи есть всего 2-3 зубика, давать ему что-то пережёвывать рано.

Как именно?

Научить малыша 2-3 лет жевать помогут следующие приёмы:

  • Стимулировать интерес к самостоятельному жеванию. Если малышу в 9-12 месяцев захотелось самому пососать кусочек яблока, маме не нужно отнимать у него фрукт, чтобы потереть на мелкой тёрке. Правильнее будет срезать с плода шкурку и последить, чтобы малыш не откусил слишком большой кусочек.
  • Приучить младенца питаться по режиму. Очень часто родители, которые жалуются на отсутствие детей аппетита и интереса к еде, бывают сами виноваты в этом, потому что не организовали режимного питания. Педиатры уверяют: когда родители приучат младенца к еде по расписанию, тогда у него значительно улучшится аппетит.
  • Поддерживать интерес малыша кушать ложкой самостоятельно. Для того, чтобы кроха начал кушать сам, не стоит его заставлять это делать. Всякое принуждение убивает у детей интерес к действию. Давать крохе в руку ложечку можно в процессе кормления. Пока мама будет кормить ребёнка, он будет размешивать кашу или пюре. Постепенно у него сформируется умение попадать ложкой в рот, и он начнёт кушать без маминой помощи.
  • Предлагать крохе блюда, в которых частички пищи постепенно будут всё более и более крупными. Если детям до года лучше давать измельчённую до однородной консистенции еду, то с возрастом необходимо измельчать продукты менее тщательно. В возрасте 2 лет девочки и мальчики уже должны уметь пережёвывать и глотать крупы, овощи, фрукты, мяса. Если в таком возрасте ребёнок всё ещё давится твёрдой пищей, значит, родители допустили ошибку в его воспитании.
  • Давать младенцу твёрдые сушки для того, чтобы он чесал дёсны. Когда у крохи появятся первые зубки, уже можно предлагать ему почесать дёсны твёрдым хлебобулочным изделием: это поможет облегчить дискомфорт от зуда и познакомит со вкусом сушки.
  • Не показывать свой страх, если малыш начнёт давиться. В подобном случае необходимо просто помочь ему, сохраняя при этом спокойствие. Как правило, при попадании слишком большого куска в рот, у ребёнка срабатывает защитный рвотный рефлекс, поэтому до области горла частица не доходит. Удалить лишнюю еду изо рта крохи в таком случае можно указательным пальцем.

Научить младенца жевать самостоятельно поможет также приглашение за общий стол. Видя, как взрослые кушают, кроха будет подражать им, стараясь самостоятельно откусывать кусочки хлеба, овощей, фруктов, котлет, тефтелей.

У некоторых детей интерес к взрослой твёрдой еде долго не просыпается. Конечно, если малыш в 2-3 года не хочет самостоятельно кушать, это проблема: ведь скоро ему нужно будет идти в сад, а там все воспитанники едят сами. В то же время многие малыши именно в садике начинают подражать ровесникам и кушать без помощи взрослых. Воспитатели детских дошкольных учреждений говорят, что в коллективе дети гораздо быстрее осваивают необходимые навыки.

Проблема в том, что ни одна мама не хочет, чтобы элементарным вещам её ребёнка обучали в садике, поэтому старается все умения сформировать сама. Чтобы процесс обучения пошёл быстрее, нужно принять во внимание простую истину: чрезмерная опека родителей вредит самостоятельности сыновей и дочек. Если ребёнок ещё не научился сам кушать, нужно перестать ему постоянно помогать, выполняя вместо него действия, которые он и сам сможет совершить.

Советы для родителей

Папы и мамы малышей, которые лишь делают первые самостоятельные попытки прожевать пищу, должны внимательно следить за тем, как ребенок это делает. Для того чтобы процесс обучения жеванию происходил наиболее эффективно, родителям следует обратить внимание на следующие советы.

  • Старайтесь подавать малышу пример. Дети неосознанно копируют модель поведения своих родителей. Для того чтобы ребенок скорее смог перенять привычку пережевывать твердую пищу, старайтесь кушать вместе с малышом. Ребенок будет обращать внимание на то, как жуют пищу папа или мама, и неосознанно будет это копировать и пытаться повторить.
  • Не вводите пищу, содержащую крупные кусочки овощей слишком рано. Сначала следует «приучить» детский организм к жидкой, протертой еде, а затем постепенно к пюре. Только к 9-10 месяцу ребенка можно постепенно изменять консистенцию блюд.
  • Следите за временем кормления. Многие мамы сталкиваются с тем, что ребенок во время еды, особенно при употреблении твердой пищи, начинает давиться. Очень часто к этому приводит спешка при кормлении. Для того чтобы хорошо прожевать пищу с крупными кусочками, малышу требуется достаточное количество времени. Не следует давать ребенку следующую ложку с пищей, если он как следует не прожевал предшествующую порцию.
  • Хвалите ребенка. Ребенок, который чувствует заботу и любовь со стороны своих родителей, легче обучается. Об этом всегда говорят детские психологи, которые работают с малышами. Если ребенок старается жевать, то родителям следует обязательно похвалить малыша за его усердия.

Рекомендуем прочесть: Супрастин и алкоголь: совместимость и последствия

Методы обучения жеванию с течением времени изменяются. Так, наши прабабушки для того, чтобы малыш начал быстрее жевать твердую пищу, давали ему небольшой кусочек яблока или даже хлеба. Обычно такие «прикормы» давали ребенку, когда у него начинали «чесаться» зубки. Считалось, что если ребенок будет обсасывать яблоко или кусочек хлеба, то он скорее научится и самостоятельному жеванию.

На помощь современным родителям приходят гаджеты и разнообразные устройства. Одним из них является ниблер. Он представляет собой специальное приспособление, чаще всего сделанное из силикона, в которое можно поместить разнообразные вкусности – кусочки яблока, банана или детского печенья. Производители ниблеров отмечают, что такие устройства способствуют тому, что малыши начинают гораздо раньше жевать твердую пищу.

Врачи отмечают, что своевременное обучение ребенка жеванию способствует и хорошему развитию органов желудочно-кишечного тракта. Во время жевательного процесса в ротовой полости образуется слюна, в которой содержатся важные ферменты, улучшающие пищеварение. Пища, хорошо обработанная слюной, лучше переваривается, что способствует хорошему самочувствию малыша.

Жевание также положительно влияет и на развитие жевательных мышц. Многие родители замечают, что как только у ребенка появились зубки, и он начал жевать, то пропорции его лица начинают изменяться. Контур детского лица меняется, что связано с тем, что жевательные мышцы становятся с каждым днем более развитыми. Постепенно у ребенка проявляются и контуры скул.

Интересно, но логопеды отмечают и важность своевременного жевания. Эти специалисты утверждают, что дети, которые достаточно рано начали жевать твердую пищу, имеют меньше проблем с выговариванием различных звуков, а затем и слогов. Хорошо развитый ротовой аппарат помогает ребенку справиться с произношением первых слов.

Учим ребенка жевать

Наступает время, когда в питание ребенка вводится прикорм. Это период перехода от питания грудным молоком или молочными смесями к еде, которую едят все. В данное время стоит уделить особое внимание тому, чтобы предлагаемая детям пища по своей консистенции соответствовала развитию жевательного аппарата и способности пищеварительной системы переваривать предлагаемые продукты.

Соблюдение данного принципа поможет в приучении малышей к здоровому питанию и будет способствовать правильному пищеварению на протяжении дальнейшей жизни.

В связи с актуальностью темы, у родителей всегда возникает много вопросов. Как понять, что ребенок готов принимать твердую пищу? Когда начинать ее вводить? Каков порядок перевода детей на общий стол?

Навык жевания должен появиться раньше, чем мы начнем учить ребенка самостоятельно кушать ложкой.

Полезные рекомендации помогут взрослым разобраться во всех волнующих вопросах, что благотворно скажется на дальнейшем состоянии здоровья и образе жизни детей.

Когда малыш должен начинать жевать

Довольно часто родители поздно начинают обращать внимание на то, что их дети отказываются от твердой пищи, не пережевывают ее в 1,5-2 года. Им приходится измельчать и растирать еду, прежде чем они станут ее кушать. В этом возрасте это является ненормальным явлением. Обычно мамы сильно беспокоятся. В чем же дело?

Может быть, у малыша неразвит жевательный рефлекс? Тогда как научить его правильно пережевывать пищу? Вопросов много, и чтобы получить на них ответы, разберемся со строением детского организма.

О развитии у детей жевательного рефлекса необходимо позаботиться заранее. Принимать меры надо с возраста полугода. Им начинают давать сушки, корочки хлеба или специальный прорезыватель для зубов. При почесывании десен производятся жевательные движения.

Получить и развить навыки пережевывания пищи малыш должен до того момента, когда у него прорежутся зубы. После появления зубов будет очень трудно исправить положение.

Когда детям исполняется год, у них уже имеется необходимое количество зубов, чтобы есть твердую пищу. В этот период необходимо научить маленького человечка глотать, сосать и жевать. Упустив время, можно прийти к тому, что ваше чадо будет требовать только жиденькие каши и пюре.

Если ребенку трудно проглотить прожеванную еду, примеру он кушает макароны – предложите ее запить. О напитках для детей на нашем сайте есть отдельная статья.

К двум годам детишки уже определенно хорошо умеют пережевывать твердую пищу. Если вы заметили, что этого не происходит, надо срочно принять меры к исправлению ситуации.

Иначе, можно получить неправильное развитие зубов и челюстей, нарушенное слюноотделение, проблемы с пищеварительной системой и развитие в полости рта различных инфекций.

Прежде чем начинать исправлять положение, стоит установить причины сложившейся ситуации.

Когда ребенок начинает жевать самостоятельно

Навыки жевания у ребенка начинают формироваться с момента прорезывания первых зубов: он начинает активно тащить в рот все, что попадает в руки. Необходимо воспользоваться этим моментом и сделать для ребенка увлекательным процесс жевания и привыкания к новой для него твердой пище.

Требуется знать, как приучить ребенка к твердой пище, если до этого ничего, кроме протертых пюре и каш, он не получал. Многие родители считают, что ребенок со временем научится делать это самостоятельно. Но если малыша кормить только протертыми и мягкими блюдами в период прорезывания первых зубов, это в дальнейшем может обернуться проблемами в его развитии и формировании.

С детьми до годовалого возраста следует обязательно заниматься и обучать их жевать твердую пищу. Это в дальнейшем поможет сформировать правильный прикус, хорошую систему пищеварения и развить лицевые мышцы, отвечающие за речевую функцию, у маленького человека.

Причины нежелания жевать пищу

Причин нежелания детей пережевывать пищу может быть несколько. Одни из них легко устранимы, а другие требуют вмешательства специалистов. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся:

1. Дети получают неправильное питание. Случаев, когда мама чрезмерно заботится о чаде, постоянно измельчая и раздавливая для него продукты, очень много. Получается, что она делает всю работу за малыша. Он должен сам пробовать жевать и учиться этому постоянно.

2. У малыша не успел сформироваться навык жевать твердую пищу. Происходит это из-за того, что родители не давали ему ранее твердые корочки хлеба, сушки и прорезыватели для зубов.

3. Дети бывают от природы ленивыми. Они просто не хотят жевать самостоятельно, если еще при этом мама все измельчит.

4. Повышенная активность также может стать причиной нежелания пережевывать пищу. Такие детишки постоянно крутятся, куда-то спешат, не могут сидеть на месте. Они и жевать не хотят, потому что им «некогда».

Главная задача родителей, выявить причину нежелания есть твердую пищу. Только в этом случае вам удастся оказать ему помощь в получении нужных навыков.

После введения прикорма родителям предстоит пройти еще один увлекательный квест и выяснить когда приучать ребенка к горшку и как это делать правильно.

Как научить малыша жевать

Итак, как научить ребенка жевать твердую еду? Родители могут достигнуть положительного результата только тогда, когда будут методичны, спокойны и терпеливы. Это главное.

Что предпринимать, основные рекомендации:

1. Необходимо на своем примере показать детям, как надо жевать. Купить что-нибудь вкусное и объяснить, что это можно кушать, только пережевывая.

2. Стоит перестать измельчать и перетирать еду. Давать малышам только твердые кусочки. При нежелании есть, оставить его пока в покое и не ругать. Все равно начнет кушать, если проголодается. Надо набраться терпения.

3. Нет специальных методов, чтобы научить детей есть твердую пищу. Это доходчиво должны объяснить родители. Они доверяют маме и папе, поэтому будут прислушиваться к ним и повторять то, что делают они.

4. Создать на тарелке маленького человечка яркое ассорти из отварных овощей. Показать, что они очень вкусные, кушая их вместе с ним. Малышу понравятся яркие цвета, он будет заинтересован, и станет есть овощи тоже.

5. Если вы кормите чадо детским питанием (баночки с пюре), то надо покупать их соответственно его возрасту, и вовремя перейти на следующую ступень. Детское питание производится разной консистенции и разбито на ступени в соответствии с возрастом.

6. С шести месяцев стоит дать сушку, он сначала будет ее кусать деснами. Подавиться в этом случае он не сможет, так как слюна размягчит сушку, и он ее спокойно проглотит. В это время надо всегда находиться рядом с малышами и наблюдать за ними.

7. В восемь месяцев дети могут кушать с ложки, есть печенье, им надо давать гомогенизированную еду.

8. В один год дети уверенно держат еду, откусывают от нее кусочки и жуют. В этот период надо им часто давать твердую пищу начиная от маленьких кусочков, затем постепенно увеличивая их размер.

Как понять что малыш готов

К 1 году у малыша появляется 6-8 зубов, которыми он уже может откусывать и пережевывать пищу при помощи десен. Ребенок может справиться с небольшими кусочками вареных овощей и мягких фруктов, печеньем, измельченными мясными изделиями.

Малыш способен удерживать тонкие кусочки пищи пальцами, что позволяет предлагать ему еду, которую он может взять рукой и положить в рот. Эта способность стимулирует развитие мелкой моторики, обучает ребенка навыкам самостоятельного питания. В этот период следует внимательно наблюдать за малышом, чтобы он не положил в рот еды больше, чем сможет прожевать.

После 1 года постепенно прорезываются жевательные зубы, к появлению которых навык жевания уже полностью вырабатывается. Полноценным жевание становится в 1,5-2 года, когда во рту уже насчитывается 16 зубов и рацион состоит преимущественно из твердой пищи.

Доктор Комаровский советует

Известному врачу-педиатру Комаровскому доверяют многие родители, у которых есть множество вопросов о здоровье и развитии ребенка. По его мнению, вот как необходимо учить детей:

1. Подать на обед твердое блюдо и объяснить, что в магазине больше нет баночек с пюре. И показать, что все члены семьи за столом едят твердую пищу.

2. Сосредоточить внимание дитя на блюде. Дать ему возможность самостоятельно «приготовить суп», позволить ему размять вилкой отварные овощи. Такую еду, приготовленную самостоятельно, дети едят с большим удовольствием.

3. Результат даст то, что вы дадите вкусненький кусочек целиком. Например, зефир.

4. Показывать малышам на примере других детей, что это хорошо, есть твердую пищу. Можно пригласить в гости знакомых с детьми, которые уже едят взрослую еду. Смотря на них, ваш сорванец будет подражать, и кушать так же.

Будьте внимательны к своим детям, не пропустите возможные отклонения в развитии. О том, когда малыш начинает держать голову вы можете прочитать перейдя по ссылке.

Что делать, если ребенок без сознания?

Если карапуз подавился чем-то достаточно крупным, например косточкой, не может дышать и потерял сознание, то его необходимо положить на ровную твердую поверхность. После этого встать рядом или присесть на колени возле него и расположить одну руку на его животе пальцами в сторону головы, а вторую поверх нее. Нажимать внутрь и вверх, чтобы застрявший предмет мог выскочить наружу. Повторить шесть раз, соизмеряя силу с возрастом пострадавшего, затем проверить дыхательные пути. Для этого необходимо наклонить голову ребенка назад, зажать ему ноздри и делать два спокойных выдоха рот в рот. Если грудь начинает опускаться и подниматься, значит, кислород стал поступать. Но в случае, когда малыш не начал дышать самостоятельно, следует продолжать оказывать помощь. В бессознательном состоянии горло постепенно расслабляется, так что шанс извлечения инородного тела высокий.

Полезно: Ротавирусная инфекция у ребенка: признаки и лечение

Ребенка, который сильно поперхнулся, нужно показать врачу, даже если с проблемой удалось справиться самостоятельно. Возможно, остались какие-то частички и их необходимо удалить. Бывает, что инородное тело или его фрагменты проскакивают в нижние дыхательные пути, на что их слизистая оболочка отвечает воспалением. Появляется отек, дыхание затрудняется, развивается бронхит или пневмония. Чтобы подобного не допустить, ребенка должен обследовать профессионал.

Подавиться едой или поперхнуться водой либо молоком может любой ребенок. Чрезвычайная ситуация – неподходящее время для паники. Родители должны знать, что делать в таком случае, ведь именно от них зависит, как будет оказана первая помощь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: